Узбек родом из Бразилии

Рассказать друзьям:

При каждом автомобильном заводе, как правило, существует испытательный полигон, позволяющий выявить различные дефекты как подвески, так и кузова: жесткости, герметичности и прочих важных составляющих. Такие полигоны специально строят, комбинируя на них различные типы возможного дорожного покрытия: брус, щебенку, ямы и неровности, мокрые и сухие типы поверхностей.

В Узбекистане, где сейчас автомобилестроение является чуть ли не важнейшей составляющей экономики, такие полигоны строить, увы, не нужно. Дорожные условия страны с лихвой возмещают любые тесты.

Испытав в Узбекистане новый Chevrolet Cobalt, который собирают на местном производстве, стало понятно, что задача выполнена сполна: дорожные тесты пройдены на ура, ни одна машина не пострадала.

Бюджет

Chevrolet Cobalt собирается на уже имеющейся платформе Gamma II, которая также используется в ряде современных моделей, в том числе Chevrolet Aveo нового поколения, Spark, Onix и многих других, которые далеко не все известны российскому покупателю. Тем больше было возможностей у производителей создать практичный автомобиль, в чьи задачи входит заменить устаревшую модель Chevrolet Lacetti.

Cobalt позиционируют как семейный седан с увеличенным пространством внутри и с огромным багажником в 545 литров, который является самым большим в сегменте. При этом Кобальт обладает всем необходимым оснащением и привлекательной ценой.

Первое ощущение - машина более чем аскетична, что, впрочем, совершенно естественно для автомобиля такой ценовой категории. Не слишком примечательная внешность, довольно скудный интерьер, тем не менее, опыт показывает, что именно такие автомобили, не привлекающие к себе особого внимания, и становятся популярны. Практично, экономично, недорого.

В базовой комплектации вы получаете проходимый и некапризный (в чем мы немедленно убедились в Узбекистане) автомобиль с обогревом передних сидений и боковых зеркал, регулировкой сиденья водителя по 4 направлениям, передними электростеклоподъемниками, одной подушкой безопасности, аудиоподготовкой и встроенными динамиками.

В качестве приятного сюрприза - электронный спидометр, а при желании за доплату можно установить автоматическую 6-ступенчатую коробку передач с возможностью ручного управления. Кстати, тоже новое предложение в этом сегменте.

Производители считают, что именно версия с АКПП (и кондиционером!) за 503 тыс. рублей окажется самой востребованной. В этом случае получается, что машина может занять хорошую позицию в своей нише, ибо среди ее конкурентов-седанов (Renault Logan, KIA Rio, Hyundai Solaris и Nissan Almera) в самых популярных комплектациях по цене может посоперничать только Логан. Но на данный момент Renault Logan, выпускаемый с 2004 года, уже, безусловно, морально устарел. В этом году Logan ожидают обновления, но совершенно не факт, что цена останется на том же уровне.

Еще одним неоспоримым преимуществом Cobalt является его экономичность. Производитель заявляет 6,5 литров на 100 км/ч, на практике же мы проехали порядка 300 км и израсходовали чуть меньше половины бака (около 20 литров), т.е. расчет совпадает.

При этом надо сказать, что даже при передвижении по узбекским «автобанам» режим «трасса» к расходу топлива абсолютно неприменим, ибо максимальная скорость у нас составила 92 км/ч, а средняя была намного ниже. И это при условии, что постоянно приходится тормозить и объезжать огромные ямы и дыры в асфальте.

Узбекистан

Впрочем, если говорить про эту невероятно красивую и дружелюбную страну, отдельно стоит отметить, мягко говоря, хаос на дорогах, напоминающий движение в России до того момента, как за «встречку» стали лишать прав. Аварий крайне мало, но и автомобилей не так уж много, а водителю ничего не стоит, например, проехать по встречной полосе на дороге с разделительным бордюром. Почему? Просто чтобы не ехать разворачиваться за километр. Особенно приятно движение по неосвещенным «автобанам» ночью, где также встречаются машины, идущие по твоей полосе в «лобовую атаку», или вдруг вырастающие перед тобой «крадущиеся» на скорости 20 км/ч трактора с полностью неработающими или выключенными габаритами. А также бредущие по левой обочине автобана люди - одни или с осликами.

Впрочем, это происходит ни в коем случае не по злонамеренности. Просто с этой стороны асфальт может оказаться ровнее, дыр меньше или ближе до дома. Это очень добрые, дружелюбные и гостеприимные люди, любящие фотографироваться. Они всегда с радостью нальют тебе чаю и поделятся тем, что у них есть.

Наш маршрут состоял из двух основных точек - Ташкента, где в программу входило посещение завода по изготовлению двигателей для Daewoo/Chevrolet, и Самарканда, невероятного города возрастом почти 3 тысячи лет, где захоронен великий Тамерлан и откуда мы стартовали по маршруту тест-драйва.

Автопарк Узбекистана удивительно однообразен. Либо это образцы советского автопрома вроде Москвич 412-420 или ВАЗ 2101-2105, либо Daewoo и Chevrolet, которых очень много по причине развернутого тут производства.

На сегодняшний день в стране функционирует порядка 45 совместных предприятий и еще около 200 средних и мелких компаний, которые так или иначе связаны с автомобилестроением.

В Самарканде недавно открыт завод MANAVTO - как нетрудно догадаться, совместное предприятие с немецким MAN, производящее грузовики, тягачи и прицепы. Кстати, это первое грузовое производство, обладающее собственным шоурумом. Говорят, когда немцы приехали с инспекцией и увидели большое светлое помещение с выставленными несколькими MAN’ами, то сильно удивились: в Европе такого нет.

До этого в 1998 году в Самарканде начал функционировать другой завод - SAMAVTO, занимающийся производством городского транспорта и грузовых машин малой и средней тоннажности.

В 2010 году в Ташкенте запустили новый завод по сборке двигателей - General Motors Powertrain Uzbekistan, и в 2011 году с конвейера сошел первый мотор.

Но все основное производство GM сосредоточено в городе Асака, расположенном в Андижанской области Ферганской долины. Асаку еще называют узбекским Детройтом, для которой автомобильная промышленность является на самом деле столпом экономики. Дело в том, что это одна из самых густонаселенных областей Узбекистана, и именно здесь чуть менее 20 лет тому назад президент страны дал указание построить несколько заводов по производству легковых и грузовых автомобилей, чтобы обеспечить занятость населения (средний возраст населения 25 лет) и поднять уровень экономики.

Здесь есть собственное штамповочное производство, сварочные линии и окрасочный цех, сборочные конвейеры. Первый автомобиль сошел с конвейера в 1996 году. До смены владельца у Daewoo завод назывался UzDaewooAvto. Производство начиналось с Daewoo Tico, затем последовал Matiz, затем Nexia. После покупки Daewoo концерном General Motors название изменилось на GM Uzbekistan, и предприятие переквалифицировалось на производство Chevrolet. На смену пришли Chevrolet Aveo, Chevrolet Lacetti, Chevrolet Spark.

Кстати, до недавнего времени самым популярным среди населения был Daewoo Matiz, сейчас же его буквально вытеснил с рынка Spark. В процентном соотношении Спарков на улице едва ли не больше, чем всех остальных автомобилей вместе взятых.

Объяснить такое засилье Chevrolet и Daewoo очень легко: транспортный налог на ввоз - около 120%. 1 см3 объема двигателя при растаможке стоит $2,5 + акцизы, налоги и пр. Поэтому БМВ или Мерседес тут редкость, им кланяются чуть ли не в ноги.

Производство в Ташкенте

Завод General Motors Powertrain Uzbekistan был построен за 3 года в период с 2006 по 2010 год. Задача: производить двигатели объемом в 1,2 и 1,5 литра и обеспечивать ими сборку автомобилей не только в Асаке, но и по всему миру. Потенциальная мощность - 225 тысяч двигателей в год.

На предприятии происходит полностью весь процесс производства от литья до сборки и тестирования. Кстати, это один из немногих заводов GM, где сборное и литейное производство находятся под одной крышей. Единственное, что поступает сюда извне - это корейский чугун, отвечающий всем необходимым нормам и требованиям.

Вообще для местного населения работа на заводе весьма престижна и почетна: более высокие зарплаты и отличный социальный пакет. В первое время после открытия на заводе работало некоторое количество иностранцев, а также местные инженеры и сотрудники с высшем образованием и английским языком. Сейчас политика направлена на предоставление места гражданам страны, для этого даже оборудован центр обучения, где вновь нанятых сотрудников обучают сначала на деревянных макетах и только потом допускают в цеха.

Можно сказать, это абсолютно европейское производство, со всеми нормами безопасности, работой в две, а иногда и в три смены (в зависимости от цеха) и с 40-часовым графиком в неделю. Здесь чисто, тихо и четко все организовано.

На заводе прессуют песочные формы, в которые заливают металл, потом песок толкут и вычищают, а заготовки блока поступают дальше. Отдельно изготавливаются цилиндры, поршни и прочие детали. В горячем цеху производство максимально автоматизировано. Роботами управляют люди - с соблюдением всех максимальных норм безопасности. Поскольку работников тут много не надо, возникает ощущение безлюдности.

На конвейере уже повеселее. Тут каждый выполняет свою функцию - от общей сборки и подачи деталей, до точных и скрупулезных работ, производимых вручную.

Основная часть двигателей поступает на сборочное производство в Асаку, а объем производства для Daewoo постепенно замещается сборкой моторов для Chevrolet.

Но вернемся к автомобилю.

Внешность

Нельзя сказать, что Chevrolet Cobalt может покорить с первого взгляда. Простенький, скромненький, без претензий. Хотя мы тут уже все «зажравшиеся» на изысканных европейках, а вот наметанный глаз узбекского водителя сразу выделяет в толпе новую машину.

Первые вопросы - как называется, сколько стоит, какой расход топлива, можно ли посидеть внутри. Рассказывая по ходу тест-драйва про новый автомобиль местному населению, мы, как хорошие менеджеры, уже «продали» пару десятков машин.

Красавцем его, конечно, не назовешь. В принципе, как и большинство машин в этом сегменте. Чем-то напоминает Logan, чем-то Lada Granta, но в общем и целом отторжения не вызывает. Разработан и сконструирован Cobalt в Бразилии, где машине выделили хороший клиренс (16 см без учета защиты картера, которая не поставляется в базе) и очень короткие передние и задние свесы для большей проходимости. Но при этом слегка забыли про пропорции, вот и получился небольшой кирпичик - короткий и высокий.

Чтобы как-то скрасить общее впечатление, кузову придали некое подобие рельефа, добавили несколько «ребер» и впадин - на капот, крылья и двери. Мордаха у Cobalt абсолютно узнаваема: та же двойная решетка радиатора с «бабочкой» и огромные фары. Кстати, если бы фары и задние фонари сделать слегка поменьше, дизайн бы только выиграл.

Салон

Аскетично, но не бедно - пожалуй, так двумя словами можно охарактеризовать интерьер Кобальта. Нет никаких излишеств, материалы отделки недорогие, но вполне добротные, нет ничего раздражающего глаз или мешающего руке.

В принципе, причин спорить с производителем про практичность и хорошую вместимость автомобиля нет никакого смысла: это действительно так. Крупному человеку внутри вполне комфортно, и сзади достаточно пространства для ног. Конечно, заднее сиденье не слишком удобно для трех пассажиров, потому что разделено на две зоны с помощью мягкой плоской подушки на диване и некоего псевдоподлокотника на спинке. Но за счет того, что они мягкие, расположиться там можно, хотя и не на длительную поездку.

Задний ряд сидений раскладывается легко и быстро. При этом снимается даже нижняя подушка дивана, чтобы спинки могли лечь практически горизонтально. Подушку можно оставить дома или положить в багажник. Больше ее девать некуда. Но и оставив ее на месте, получаешь вполне приличный объем для перевозки грузов.

Понравилось, что машина оказалась довольно тихой. Во-первых, неплохая шумоизоляция, несвойственная этому ценовому сегменту, отсутствие гулкости внутри салона, хорошо знакомой по моделям Logan и Solaris, и отсутствие внутренних скрипов. Как ни странно, все детали подогнаны друг к другу плотно и без зазоров, при соприкосновении не издают никаких звуков.

Ну и дополнительный плюс - продуманность интерьера на предмет личных вещей. Большое количество полочек, кармашков и ящичков достойно уважения: при желании тут можно разместить содержимое небольшой квартиры.

Во время движения

Полуторалитровый двигатель, выдающий 105 л.с., это, конечно, не предел мечтаний. Но для семейного бюджетного автомобиля вполне достаточно. Его хватает для нормального разгона, хотя автоматическая коробка традиционно подтормаживает и дает водителю пару секунд на размышления.

При этом возможность ручного управления в режиме «мануал» в необходимых ситуациях (например, при обгоне) решает поставленные задачи. Передачи довольно короткие, поэтому задерживаться на одной при разгоне особо долго не получается - двигатель уходит в отсечку. Своеобразные кнопки переключения в мануальном режиме, расположенные сбоку на КПП, вызывают подсознательную ассоциацию с рычагами КПП, например, на Альмере, за исключением того, что там кнопка спереди и отвечает за совершенно другую функцию: движение рычага.

Но в чем-то это и удобно: не надо дергать рычаг туда-сюда, рука просто лежит сверху и с помощью большого пальца можно легко переключаться вверх-вниз. Для маленькой руки это удобно. Обладатели же большой кисти жаловались, что кнопки слишком маленькие, и палец теряет тактильное ощущение правильной кнопки, и можно вместо повышающей нажать понижающую и наоборот.

На дороге машина чувствует себя в порядке. Подвеска настроена специально на российские дороги, поэтому многие неровности просто сглатываются. А в совокупности с высоким профилем резины (65) движение даже по дорогам Узбекистана становится вполне комфортным.

Производители заявляют, что в 2013 году хотят достигнуть уровня продаж в 30 000 автомобилей, и сделать это в первую очередь за счет привлечения покупателей из более низкой ценовой группы - клиентов Lada и Renault. Поскольку производство, в том числе и деталей и запчастей, у Шевроле расположено в относительной доступности, то в случае поломки ждать долго их не придется, а стоимость на них вполне умеренная - это те аспекты, которые, помимо цены, привлекают вышеперечисленных покупателей. Плюс надежность и базовый комфорт. Так что у Cobalt есть все шансы.

Автор: Мария Мельникова
Фото автора

Источник: Drom.ru
  • Тест-драйв Chevrolet Cobalt: Оттенки синего Оттенки синего

    Лазурное небо, голубые дали, бирюзовые купола самаркандских медресе, кобальтовая расписная посуда - много оттенков синего в Узбекистане. Недавно появился еще один - новый бюджетный седан Chevrolet Cobalt. ...
    5 Колесо